День Солнца - 3 мая
Чтобы привлечь внимание к возможностям использования возобновляемых источников энергии Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) (ISES-Europe), начиная с 1994 года, на добровольной основе организует ежегодный День Солнца, который отмечается 3 мая. Энтузиасты и профессионалы, общественные организации и фирмы по всей Европе организуют мероприятия различного рода, связанные с демонстрацией возможностей солнечной энергии.
Очень важно, что, забирая часть солнечной энергии, мы не привносим серьезных изменений в энергетический баланс планеты. В последнее время использование солнечной энергии становится все более популярным. Это связано с подорожанием других видов энергии. Сегодня производится большое количество различных товаров, работающих на солнечных батареях. Ведь этот вид энергии является дешевым и экологичным, позволяет избежать добычи и сжигания отравляющего топлива.
День Солнца способствует распространению информации и обмену опытом между разными странами и городами.
3 мая, на праздник Международный день солнца, проходят различные мероприятия. В экспериментальных и частных солнечных и энергоэффективных домах, а также исследовательских и проектных институтах организуются дни открытых дверей. Их посещение дает общественности возможность познакомиться с осуществляемыми проектами и новейшими достижениями науки.
Проводятся выставки и встречи, конкурсы, соревнования, пробеги солнечных автомобилей и электромобилей.
В рамках круглых столов обсуждаются технические, экономические и социальные аспекты солнечной энергетики.
За неделю до или после Дня Солнца проходят семинары “солнечная неделя”.
В рамках празднования этого дня также устраиваются конкурсы школьных проектов и рисунков на данную тему. Ежегодно в программе данного праздника участвует около 14 стран.
Солнечная энергетика России
Солнечная энергетика представляет собой одно из перспективных направлений возобновляемой энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения с целью получения энергии для отопления, электроснабжения и горячего водоснабжения.
Сырьем для изготовления солнечных батарей является один из самых часто встречающихся элементов – кремний. В земной коре кремний - второй элемент после кислорода (29,5% по массе)3. По мнению многих ученых, кремний - это «нефть двадцать первого века»: в течение 30 лет один килограмм кремния в фотоэлектрической станции вырабатывает столько электричества, сколько 75 тонн нефти на тепловой электростанции.
Однако некоторые эксперты полагают, что солнечную энергетику нельзя назвать экологически безопасной ввиду того, что производство чистого кремния для фотобатарей является весьма «грязным» и очень энергозатратным производством. Наряду с этим, строительство солнечных электростанций требует отведения обширных земель, сравнимых по площади с водохранилищами ГЭС. Еще одним недостатком солнечной энергетики, по мнению специалистов, является высокая волатильность. Обеспечение эффективной работы энергосистемы, элементами которых являются солнечные электростанции, возможно при условии:
- наличия значительных резервных мощностей, использующих традиционные энергоносители, которые можно подключить ночью или в пасмурные дни;
- проведения масштабной и дорогостоящей модернизации электросетей.
Несмотря на указанный недостаток, солнечная энергетика продолжает свое развитие в мире. Прежде всего, ввиду того, что лучистая энергия будет дешеветь и уже через несколько лет составит весомую конкуренцию нефти и газу.
В настоящий момент в мире существуют фотоэлектрические установки, преобразующие солнечную энергию в электрическую на основе метода прямого преобразования, и термодинамические установки, в которых солнечная энергия сначала преобразуется в тепло, затем в термодинамическом цикле тепловой машины преобразуется в механическую энергию, а в генераторе преобразуется в электрическую.
Солнечные элементы как источник энергии могут применяться:
- в промышленности (авиапромышленность, автомобилестроение и т.п.),
- в сельском хозяйстве,
- в бытовой сфере,
- в строительной сфере (например, эко-дома),
- на солнечных электростанциях,
- в автономных системах видеонаблюдения,
- в автономных системах освещения,
- в космической отрасли.
В настоящее время Россия обладает передовыми технологиями по преобразованию солнечной энергии в электрическую. Есть ряд предприятий и организаций, которые разработали и совершенствуют технологии фотоэлектрических преобразователей: как на кремниевых, так и на многопереходных структурах. Есть ряд разработок использования концентрирующих систем для солнечных электростанций.
Законодательная база в сфере поддержки развития солнечной энергетики в России находится в зачаточном состоянии. Однако первые шаги уже сделаны:
- 3 июля 2008г.: Постановление Правительства №426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»;
- 8 января 2009г.: Распоряжение Правительства РФ N 1-р «Об Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.»
В настоящий момент в России реализуется два проекта: строительство солнечных парков в Ставропольском крае (мощность - 12 МВТ), и в Республике Дагестан (10 МВт)7 . Несмотря на отсутствие поддержки возобновляемой энергетики, ряд компаний реализует мелкие проекты в сфере солнечной энергетике. К примеру, «Сахаэнерго» установило маленькую станцию в Якутии мощностью 10 кВт.
Существуют маленькие установки в Москве: в Леонтьевском переулке и на Мичуринском проспекте подъезды и дворы нескольких домов освещаются с помощью солнечных модулей, что сократило расходы на освещение на 25%. На Тимирязевской улице солнечные батареи установлены на крыше одной из автобусных остановок, которые обеспечивают работу справочно-информационной транспортной системы и Wi-Fi.
Мифология Солнца
Люди издревле поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры.
Больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т. д.), две губернии до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья — Ярославская и Костромская. Культ этих божеств пережил введение христианства и дожил до наших дней, отчасти косвенно, в виде многочисленных игр и хороводов, ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными празднествами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу — только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе.
Солнце обоготворялось под названием Дажьбога, а также Хорса; хранитель стад Велес или Волос первоначально тоже был солнечным богом.
Дажьбог — божество славяно-русской мифологии, упоминаемое в начальной летописи под 980г., в Ипатьевской летописи, в Новгородской в пергаментном списке Пролога. Огонь и солнце являются братьями, а витязи — потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологиях. Даждьбог значит бог, дающий или бог податель, что вполне подходит к богу солнца.
Другим солнечным богом, которому поклонялись древние славяне, был Хорс. Этот культ Солнца известен у древних славян со времен энеолита, т.е. с бронзового века и ассоциировался с образом всадника. Днем он медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по «морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя Хорс происходит от греческого «хор» — круг, что также отражает его связь с Солнцем. В повести «Временных лет» рассказывается, что его изображение стояло в Киеве на холме в числе главных славянских богов. Культ Хорса был распространенным, поэтому с принятием христианства он не исчез.
В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» встречаемся со словами: «Хорса, Велеса, Перуна на боги обратиша». Главной частью празднества, посвященного Хорсу были массовые танцы, хороводы, а также «хорошуль» — круглый ритуальный пирог «курник».
Другой славянский бог Солнца и плодородия земли – Ярило. Имя Ярило происходит от слова яр –«сила». Это центральный персонаж сельскохозяйственной обрядности. Божество изображалось в виде женщины в мужской одежде. В правой руке она держала чучело человеческой головы, а в левой ржаные колосья. На голову Яриле одевали венок из первых полевых цветов. Ярилин день отмечался 27 апреля. В этот день девушку сажали на белого коня, которого водили вокруг ритуального столба или дерева на высоком месте, затем коня привязывали и вокруг водили хоровод, воспевая приход Ярилы. Второй праздник, посвященный Яриле отмечался в середине лета перед постом Петровым. На этот раз Ярилу изображал юноша, одетый в белые одежды, украшенный лентами и цветами. Он возглавлял праздник, который заканчивался угощением и народным гулянием.
Божество Ярило имело атрибуты: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке» (П. Ефименко, «Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии», 1868, т. II, 79).
Главный персонаж праздника летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня был Купала. В этот день древние славяне, по-видимому, также отмечали праздник солнечного божества, также этот праздник был связан с почитанием огня.
К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт.
Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Дажбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию Солнечного культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих недоделанных богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов», частью сохранило верность своим родовым богам.
Народ молился непосредственно Солнцу — источнику жизни, тепла и света на земле. Современники не смешивали эти особенности верований и отличали поклонение Хорсу и Даждьбогу от поклонения Солнцу. Несмотря на то, что церковь тщательно боролась с языческим культом Солнца, солярные знаки широко встречаются на самых различных предметах прикладного искусства и деталях архитектуры вплоть до XX в. Древний русский обычай масленицы с круглыми блинами (знаком солнца), пережив христианство, дожил до наших дней.
Наиболее интересным отражением солнечной мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот,
Религиозные культы славян нашли свое отражение в эпосах, народных сказаниях и былинах.
Культ Солнца имелся в религиях цивилизаций инков, египтян, ацтеков. Многие древние памятники связаны с Солнцем, к ним относятся мегалиты, которые точно отмечали положение летнего солнцестояния. Один из самых крупных и известных из них – это мегалит в английском Стоунхендже. Более подробнее о культе Солнца в религиях других цивилизаций можно здесь.
Современные ученые располагают большим количеством оборудования и знаний для всестороннего изучения Солнца. Сегодня наблюдения за солнцем и его съёмки проводят с аэростатов, спутников, ракет и космическим станций.
При помощи второго искусственного спутника Земли Спутник-2 в 1957 году были проведены первые внеатмосферные наблюдения Солнца.
Первыми космическими аппаратами, предназначенными для наблюдений за Солнцем, были спутники серии «Пионер», созданные NASA. Они были запущены в период между 1960 и 1968 годами.